МОУ "Татауровская СОШ"
п.Татаурово, Прибайкальский район, Республика Бурятия
  • Творцы человеческих судеб

    Творцы человеческих судеб.

    Какой ты в жизни след оставишь?

    След, чтобы вытерли паркет

    И посмотрели косо вслед,

    Или незримый, прочный след

    В чужой душе на много лет?

    Эти замечательные строки можно сказать в ад­рес Пичугиной Веры Фёдоровны, оставившей поистине добрый след в жизни своей выпускницы Голубевой Людмилы Сергеевны, библиотекаря Та­тауровской средней школы, которая рассказывает о своем учителе.

    Пичугина В.Ф. вначале работала на железной дороге, но любовь к детям привела ее в школу. Впервые с Верой Федоровной я познакомилась в 1974 г. Мы перешли в четвертый класс, и она ста­ла нашим классным руководителем. О ней можно было сказать, что человек она творческий, любя­щий свой предмет. В школе она преподавала исто­рию и совправо. Когда она рассказывала, то как бы переносилась в другое время, переживала ис­торические события заново. Наблюдая за ней во время урока, можно было увидеть улыбку на ее лице и задор в глазах. Это зрелище меня всегда захватывало. И поэтому слушать Веру Федоровну было одно удовольствие. Может быть, поэтому любимым предметом в школе для меня стала ис­тория. Она привила любовь к прекрасному, откры­ла нам новые миры и страны. Благодаря ей,  мно­гие одноклассники определили свои будущие про­фессии. Всегда посоветует, подбодрит, а когда и отругает, если есть за что. Она была строга, но в то же время и справедлива. Вера Федоровна сде­лала в школе несколько выпусков, И к каждому она нашла свой подход. Каждому отдала частичку себя. Вера Федоровна вырастила троих детей, У нее уже взрослею внуки. В 2002 году Веры Федоровны не стало. Ушла из нашей жизни прекрасная женщина, отличный педагог, замечательная мать. Время не щадит никого. Но память остается навечно -  в фотографиях, воспоминаниях и в наших сердцах.

    Лидия Васильевна Шангина родилась в г. Красноярск в 1935 г. Закончив Красноярский крае­вой библиотечный техникум, приехала работать в Татаурово Отработав шесть лет заведующей сель­ской библиотекой, в 1962 году она пришла рабо­тать в Татауровскую восьмилетнюю школу старшей пионервожатой. Через год Лидия Васильевна ве­дет уроки рисования и работает в, школьной биб­лиотеке. Книги, предлагаемые Лидией Васильев­ной для чтения, были способны привлечь ребят, разбудить в них желание продолжить общение именно с этим невидимым собеседником, желание во что бы то ни стало научиться слышать и пони­мать именно его. Совместно с учителями литера­туры и начальных классов она старалась форми­ровать квалифицированного читателя, который знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, который умеет найти и освоить нуж­ную книгу с наименьшей затратой времени и мак­симально высоким для себя на данный момент ре­зультатом. Ни одного маленького читателя не от­пустит Лидия Васильевна, не расспросив его о про­читанной книге, о впечатлениях, которые остались от нее

    Лидия Васильевна не останавливается на дос­тигнутом, она повышает свое мастерство. В1968 г. она закончила Восточно-Сибирский институт куль­туры по специальности «библиотекарь-библио­граф». С 1975 года она ведет уроки обслуживаю­щего труда у девочек. Сколько терпения, педагоги­ческого такта и любви потребовалось от нее, что­бы научить девочек приемам шитья, навыкам до­моводства. Не один ее кулинарный секрет был пе­реписан в первые девичьи книги с рецептами лю­бимых блюд. Благодаря ее стараниям, сколько маленьких неумех превратились в заботливых, го­степриимных хозяек, умеющих встретить и вкусно накормить.

    Лидия Васильевна - человек, излучающий праз­дник, заряжающий все вокруг любовью и радостью. Каждый ее урок - интересное открытие, увлекатель­ное путешествие. 22 года отдала она Татауровс-кой средней школе и еще 5 лет трудилась в Турунтаевской средней школе. Лидия Васильевна нео­днократно избиралась членом профсоюзного ко­митета. За свой труд была награждена почетными грамотами РОНО, РК КПСС, РК профсоюзов учи­телей, имеет звание «Ветеран труда». Она прини­мала участие в выставках детского творчества в Улан-Удэ и Москве в 1989 г.

    Кузнецова Антонина Георгиевна родилась в 1940 г. С 1963 года и по сей день работает в Татауровской школе. Ее педагогический стаж 40 лет. В 1961 году закончила педагогическое училище, а потом заочно Иркутский педагогический институт. Говорят, что каждый класс похож на своего наставника. Детей, которые учились у антонины георгиевны, легко узнатиь в школе. Их отличает сплоченность, высокая общественная активность, нетерпимость к лодырям, сознательная дисциплина. С ними легко и интересно работать в старших классах. Всегда Антонина Георгиевна тесно контактировала с родителями учащихся. Они не только помогали оформлять кабинет, но и привлекались к активному учебно-воспитательному процессу. Они постоянные члены проводящихся внеклассных мероприятий. Любила Антонина Георгиевна ходить с детьми в походы и всегда считала, что учени­ческий коллектив должен быть как одно целое. Самое главное, по мнению Антонины Георгиевны, приучать с самых первых дней ра­ботать в коллективе, думать о то­варищах, заботиться об окружаю­щих. Всех, кто знает Антонину Геор­гиевну, поражает ее неуемная энергия. Она до сих пор работает в школе. Обучает детишек на дому, выращивает на пришколь­ном участке овощи, поет в вокаль­ной группе ДК «Горизонт» и все­гда готова помочь каждому.

    Есина Тамара Васильевна родилась в 1941 году. В 1963 году закончила Улан-Удэнское педаго­гическое училище. До 1970 года работала в Старо-Татауровской, Коменской школах. В 1970-1975 гг. - учитель математики Татауровской средней школы, а с 1975 года - учитель начальных классов. За все годы своей работы она неуто­мимо занималась поиском наи­более эффективных путей обуче­ния и воспитания школьников. Настойчиво и упорно работала над содержанием каждого урока, создавая обстановку заинтере­сованности на уроке. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, работала над пробелами в знаниях учащихся. Тамара Васильевна всегда доби­валась прочного усвоения изуча­емого материала, отводя боль­шую часть урока самостоятель­ной работе, учила их активно мыслить. Нередко в урок вклю­чала игровые моменты с целе­вым назначением. Она всегда развивала и воспитывала лю­бовь к труду, уважение к людям труда через проведение экскур­сий, внеклассное чтение книг, Тамара Васильевна избиралась секретарем комсомольской орга­низации учителей, членом мест­кома, руководителем МО мате­матиков и учителей начальных классов, членом общества «Зна­ние».

    Эти строки о таких, как наши, замечательные учителя началь­ных классов Татауровской обще­образовательной средней шко­лы:

    И души сияющую нежность

    Как источник счастья отвори...

    Все эти достойные и уважае­мые люди заложили основу пе­дагогического процесса в нашей школе Продолжая и развивая их традиции и начинания, последу­ющее поколение учителей с чес­тью несет нелегкое бремя обуче­ния и воспитания подрастающе­го поколения. Ведь пока жива школа на селе - будет жить и про­цветать наша Россия.

    Каждый учитель приходит к творчеству своим путем. Опыт Савельевой Анны Андреевны убеждает, что основа успеха - здоровый морально-психологический климат учительской среды, творческая созидательная работа педагогического коллектива.

    30 лет школа является для нее тем священным храмом знаний, где ее ждут, где она нужна, без чего она не представляет своей жизни.  Жизни беспокойной, радостной, полной неожиданностей.

    Анна Андреевна - учитель 1 категории, отличник народного просвещения. Свой трудовой путь она начала в 1962 году. В 1979 году она пришла работать в Татауровскую среднюю школу учителем французского языка. Анна Андреевна работала организатором, завучем. Как завуч, она целенаправленно работала с молодыми специалистами, умело направляла их деятельность на достижение более высоких результатов, она - добрый и мудрый советчик, консультант по всем вопросам обучения и воспитания, справедливый руководитель. 6 лет она была организатором, совмещая эту должность с работой учителя. Анна Андреевна умела зажечь сердца детей, увлечь их делом. Каждый праздник был результатом творчества юных, находчивых и смекалистых.

    Много сил и терпения приложила Анна Андреевна, работая классным руководителем. Неустанный поиск путей, которые позволили дойти до каждого ребенка, сформировать сплоченный классный коллектив - вот педагогический почерк этого классного руководителя. Мастерство Анны Андреевны отмечено грамотами, званием «Отличник народного образования». Но самая дорогая оценка для учительницы - это любовь детей и уважение родителей Дома она гостеприимная хозяйка, заботливая мать и бабушка, соратник и друг своего мужа-педагога.

    Более 30 лет отдавала свои знания, любовь, теплоту сердца школьникам нашего села Капустина Фаина Васильевна. Родилась она в 1936 году. В Татауровской средней школе отработала с 1964 по 1990 год. Опытный, творчески работавший педагог, учитель - методист и наставник. За годы работы учительница накопила   огромный   арсенал средств и приемов в методике общения с детьми. Уроки Фаины Васильевны всегда интересные эмоциональные, насыщенные большим набором приемов обучения, разными средствами наглядности Как учитель литературы, Фаина Васильевна много внимания уделяла воспитанию нравственности у учеников. Ее уроки - настоящая школа воспитания больших чувств, глубины мысли самостоятельных поисков. Уроки русского языка всегда отличались четкостью заданий, умением выбирать упражнения для самостоятельной работы учащихся.

    Высокий профессионализм, стремление к совершенствованию мастерства, ответственность за результаты своего дела, требовательность к себе и к своим воспитанникам - вот характерные черты Фаины Васильевны Капустиной.

    Ученики Фаины Васильевны воспитаны, трудолюбивы, прилежны в учебе, активны, самостоятельны Они успешно обучались в разных учебных заведениях страны. И в этом заслуга их учителя. Человека с горячим сердцем, доброй душой, мастера своего дела.

    Говорят, педагогика - самое тонкое искусство, а учитель - труженик горячего цеха, где варится ценнейший сплав знаний, умений и убеждений. 40 лет отдала этому искусству Светлана Александровна Максимова, работая все эти годы в школе. Родилась она в городе Иркутск.

    На уроках географии у учительницы прослеживается стремление к научности изложения материала, глубине изучения темы. Разнообразные подходы в обучении способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного наблюдения за природой, умения применять полученные знания в жизни. Светлана Александровна - мастер педагогического труда, яркая личность, человек широкого кругозора, доброжелательный и принципиальный. Когда наблюдаешь за работой Светланы Александровны, то кажется, что это очень просто. Она всегда действует уверенно, увлеченно, так естественно и свободно, что и правда кажется, будто это не стоит никаких усилий, будто все приходит само собой. Но такая легкость свидетельствует лишь об одном - о высоком профессионализме.

    Каким внутренним богатством, душевной щед­ростью, безмерной преданностью своему делу, любовью к детям, которым полностью отдает­ся его сердце и знания, должен обладать чело­век, выбравший профессию учителя... О таких Учителях мы и хотим рассказать.

    Более тридцати лет проработала в Татауровской общеобразовательной средней школе Мо­локова Нелли Георгиевна. В 1967 году, окончив БГПИ, она приехала работать в Татаурово учите­лем математики. Душевная щедрость, острый ум, стремление к новому - вот основные черты ее ха­рактера. Педагогический талант учителя в сочета­нии с добротой и чуткостью снискали ей авторитет и любовь учащихся, родителей и коллег. Для уро­ков Нелли Георгиевны характерны разнообразие видов учебной деятельности, дифференцирован­ный подход к нагрузке учащихся, атмосфера доб­рожелательности, отношения сотрудничества меж­ду учителем и учениками. Здесь ученик чувствует себя личностью, соавтором учителя. Уроки Нелли Георгиевны - уроки радости для детей. Никогда на них не было скучающих лиц, и даже невниматель­ных, потому что она всегда умела вникнуть во внут­ренний мир ребенка. Ее ученики неизменно пока­зывали высокие результаты, умели на практике применять полученные знания. Об этом свидетель­ствуют и результаты проверок, контрольных работ. Как радостно учителю за свой труд, когда ученики идут по стопам своего учителя. Это Мезенин С.Г. -бывший директор Ильинской школы, ныне депутат НХ РБ, Коношонкина Л.Ю. - учитель математики нашей школы, Зеленовская Л.Н - преподаватель информатики ПУ-28. Не меньшая гордость за тех учеников, для которых математика стала дорогой в жизнь: Первухин Владимир - выпускник Новоси­бирской математической школы, Резников Алек­сандр - выпускник МГУ. Учащиеся этого педагога были активны во всех внеклассных мероприятиях, они участники и призеры школьных, районных, рес­публиканских олимпиад. Много лет возглавляла Нелли Георгиевна МО учителей математики в шко­ле, кустовое МО. В течение нескольких лет она работала завучем, организатором внеклассной работы. Особое внимание  учитель высшей категории уделяла условиям работы: прекрасно оборудованный кабинет со средствами ТСО, богатый наглядный, раздаточный материал способствовали стабильности высоких результатов ее работы. Авторитет Нэлли Георгиевны высокий и заслуженный. Она награждена значком «Победитель соцсоревнования», имеет звания «Старший учитель», «Заслуженный Учитель Бурятии». С 2000 года Нэлли Георгиевна на заслуженном отдыхе. Сейчас она гостеприимная хозяйка заботливая мать для двоих взрослых сыновей и ласковая бабушка для своих внучек.

     В 1973 году в Татауровскую общеобразовательную среднюю школу пришла работать преподавателем французского языка Павлова Нина Сергеевна, Молодой педагог, она имела за плечами уже большой опыт работы. Организаторские способности, энергия, инициатива, ответственность - эти основные черты позволили Нине Сергеевне в короткий срок завоевать уважение коллег, учащихся и родителей И с 1975 года ей была доверена работа организатора по внеклассной работе, требующая больших затрат, времени, и душевного тепла. Быть организатором - это умение работать как с коллективом педагогов, так и с детьми, направляя  неуемную детскую энергию в полезное, для самих детей и общества, русло. С 1976 по 1983 год  Нина Сергеевна - завуч школы, а с 1983 по 1990 -директор. Под ее руководством коллективу школы одинаково успешно удавалось решать вопросы  организации учебно-воспитательного процесса и совершенствования материально-технического оснащения школы. Она ставит перед собой и коллективом задачи по благоустройству территории школы, созданию учебных мастерских, организации питания школьников.

    И первым помощником директору школы во всех замыслах и начинаниях является ее муж, который работает в школе с 1980 года - с момента, когда в школах была введена профессиональная подготовка учащихся. Педагогический опыт, полученный в системе профтехобразования, личные деловые качества позволяют Борису Васильевичу успешно работать над созданием учебных классов по теоретической подготовке и мастерских практической работы. В 1989 году по итогам районного конкурса учебных кабинетов учебные мастерские Татауровской общеобразовательной средней школы награждаются дипломом Прибайкальского РОНО, и в этом заслуга Павлова Б.В. Сколько бывших школьников с благодарностью вспоминают, с каким терпением учил их Борис Васильевич фотоделу, занимался с ними в клубе автомотолюбителей. Полученные права являлись наградой за труд и для учащихся, и для учителя. Если бы в школьном музее представить все награды, какими были награждены педагоги школы, немало места заняли бы почетные грамоты и дипломы этих двух педагогов. Этими наградами они удостоены за высокие результаты своего труда. Получили педагогическое образование и дети Павловых: дочь работала в Ильинской школе, сын - в Татауровской школе, по сей день здесь же работает жена Олега Борисовича - Елена Васильевна. Подрастают их дети. И кто знает, может, им предстоит продолжить династию Павловых.

    Много добрых слов можно сказать и о Валентине Николаевне Боголюбской. Родилась она в 1937 г. в селе Красноярово Иволгинского района. В 1967 г. пришла работать учителем биологии, химии. Огромная любовь к своей работе, постоянное стремление к знаниям, скромность, желание поделиться опытом с другими отличают ее стиль обучения и воспитания В 1967 г. было построено новое здание Татауровской общеобразовательной средней школы. Сколько сил, трудолюбия и терпения требовалось от Валентины Николаевны, чтобы создать пришкольный участок, посадить аллеи тополей, акаций вокруг школы. В эти же годы был заложен грушевый сад Каждое лето под руководств Валентины Николаевны школьники выращивали овощи, цветы, проводили опыты. Наблюдая за ростом, созреванием овощей, ученики приобретали богатейший жизненный опыт, учились терпению и целеустремленности. Шумная стайка влюбленных детей, находящихся около своей учительницы - это ли не награда за труд! Наш пришкольный участок отмечался грамотами и дипломами РОНО, а вкусные салаты и горячая картошка на школьном столе - награда для учеников.

    Кабинет Валентины Николаевны был одним из самых уютных в школе. Обилие разнообразных цветов, выращенных ее заботливыми руками, радовали глаз, улучшали настроение.

    Боголюбская Валентина Николаевна - замечательный классный руководитель. Ее ученики всегда с любовью и интересом вспоминают классные праздники, экскурсии в лес, походы, поездки по туристическим путевкам. Были необычные уроки со свечами, с песнями, со спорами и театром..

    Сколько любви, доброты, сил, знаний, упорного труда потребовалась, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников. Валентина Николаевна награждена гpaмотами, дипломом «Лучший учитель», знаками «Отличник народного просвещения СССР» , «Отличник народного просвещения РСФСР». В 1992 году она ушла на заслуженный отдых, но еще несколько лет продолжала работать в школе.

    За трудолюбие, целеустремленность, готов­ность прийти на помощь в любую минуту Валенти­на Николаевна Боголюбская пользуется глубоким уважением педагогов и односельчан.

    Быть светлым лучом для других, самому излу­чать свет - вот высшее счастье для человека. Эти слова в полной мере можно отнести к Зинаиде Ни­колаевне Суминой, учителю французского языка Татауровской общеобразовательной средней шко­лы. Веселая, энергичная, неистощимая на выдум­ки, она ведет своих учеников от простого к сложно­му, незаметно шлифуя их характеры, учит тому, без чего в жизни человеку не обойтись. Стремясь дать детям глубокие и прочные знания, серьезное вни­мание Зинаида Николаевна обращает на развитие памяти, активной мыслительной деятельности, речи, на формирование таких черт, как организо­ванность, прилежание. Любовь к делу, полная от­дача сил и глубокие знания - именно эти качества для нее весьма характерны.

    Зинаида Николаевна - прекрасный педагог, ма­стер своего дела. Она умело вовлекает детей в ак­тивный учебный процесс. Эмоциональный настрой поддерживается на протяжении всего урока, где царит обстановка доброты и чуткого отношения к ученику.

    Ее уроки всегда отличались интенсивностью, хо­рошим темпом, логичной завершенностью разно­образием и неординарностью форм. Уроки, класс­ные праздники, самодеятельные спектакли, экскур­сии - вот ее арсенал. А в результате - яркие лично­сти, талантливые артисты, интересные эмоцио­нальные собеседники - счастливые люди ее уче­ники.

    За 30 лет работы Зинаида Николаевна сниска­ла авторитет и уважение коллег. Она имеет звание «Отличник народного образования РСФСР», на­граждена грамотами РК КПСС, РОНО и РК проф­союза, дипломом «Лучший учитель района». Но самая главная награда - это доверие родителей и любовь учеников. Пролетела большая часть жиз­ни, выросли трое замечательных детей. Но и се­годня она молода, элегантна, красива. В ней пора­зительно сочетаются талант, огромное трудолюбие, любовь к своей профессии, к детям.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie